12 апреля

«Лента» опоясала полки. Сеть пытается добиться изменения цен поставщиков

Один из крупнейших продавцов продуктов питания и товаров повседневного спроса — «Лента» Алексея Мордашова — перешел к жестким действиям с несогласными на предлагаемые закупочные цены поставщиками. Сеть отказалась от работы с некоторыми производителями кондитерских изделий, кормов для домашних животных, косметики и бытовой химии. Эксперты связывают действия «Ленты» с ростом масштаба сети после приобретения «Монетки», но видят риски сужения ассортимента и снижения трафика.

«Лента» пытается добиться изменения отпускных цен на товары нескольких крупных поставщиков под угрозой остановки закупок, рассказал источник “Ъ” на рынке. По его словам, список может включать Unilever (бренды «Чистая линия», Rexona, «Инмарко» и т. д.), Nestle (Nescafe, Purina, Friskies), Colgate-Palmolive и др. «Лента», добавляет собеседник “Ъ”, может требовать скидки на определенный период. Другой источник “Ъ” в отрасли говорит, что проблемы с согласованием цен с сетью испытывают разные поставщики и есть угрозы вывода продукции компаний, несогласных с предложенной ценой.

Владимир Сорокин, гендиректор сети «Лента», в интервью Retail.ru в сентябре 2022 года:

«Сегодня нужно менять ассортиментное предложение таким образом, чтобы оставаться конкурентоспособными».

«Лента» 11 апреля сообщила, что приостановила закупки кормов для домашних животных Mars (марки Pedigree, Whiskas), не договорившись об отпускных ценах. А в марте 2024 года «Лента» заявила об отказе производителя кондитерских изделий Mondelez (Oreo, Milka) от поставок по предложенным ценам. В Mars сообщили, что продолжают производство кормов в запланированных объемах, а цены на эту продукцию не повышали полтора года, несмотря на удорожание сырья и логистики. В Mondelez, Unilever и Nestle от комментариев отказались. В российском офисе Colgate-Palmolive “Ъ” не ответили.

Основной акционер «Ленты» — «Севергрупп» Алексея Мордашова. На конец 2023 года сеть включала 261 гипермаркет, 246 супермаркетов и 2,3 тыс. магазинов у дома. Продажи в 2023 году выросли на 14,6% год к году, до 615,9 млрд руб. Суммарная выручка с купленной в октябре 2023 года сетью «Монетка» за прошлый год — 767 млрд руб.

В «Ленте» сообщили “Ъ”, что решили не сотрудничать с компаниями, которые предлагают условия, не обеспечивающие «стабильно низкие цены на полках». В сети, говорит ее представитель, отказались от работы с некоторыми поставщиками кондитерских изделий и шоколада, кормов для животных, косметики, бытовой химии. Выбывающий ассортимент восполняется за счет аналогичных товаров других поставщиков, заявили в «Ленте».

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что переговоры сетей и поставщиков относительно цен всегда проходят сложно и приостановкой поставок заканчиваются нечасто.

К такой практике прибегает «Верный», выводила из ассортимента некоторые бренды «Красное & Белое», вспоминает он. «Верный» в этом году сообщал об отказе от продаж алкоголя Bacardi и колбас Abi Product. В «Верном», «Красное & Белое», X5 Group («Пятерочка», «Перекресток»), «Магните», Auchan и Metro комментарии не предоставили.

Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов отмечает, что после покупки «Монетки» торговые площади «Ленты» выросли на 39%, в этом году сеть планирует открыть еще 500 магазинов у дома, поэтому, видимо, изменила подход к поставщикам. Теперь компания хочет донести до производителей историю роста и, вероятно, претендует на условия, которые получают лидеры рынка, указывает он. Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов указывает, что отпускные цены зависят от объема заказа, географии поставок и т. п. и не могут быть одинаковыми для всех сетей. По его словам, скандалами сети пытаются «продавить» поставщика по цене, но это грозит сужением ассортимента. Источник “Ъ” на рынке считает, что сеть таким образом хочет показать регуляторам, что стремится держать низкие цены.

Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев указывает, что отказ от известных брендов кормов для домашних животных грозит снижением трафика самой «Ленте», так как в этой категории высокая приверженность конкретным маркам. Михаил Бурмистров считает, что приостановки поставок вряд ли продлятся долго: как правило, в течение нескольких месяцев удается найти компромисс.