12 августа

Обзор USDA: Россия остается крупным импортером продуктов

Такая динамика продолжается уже три года подряд, свидетельствует новый обзор Иностранной службы Минсельхоза США (FAS USDA).Ниже мы пересказываем ключевые факты.

Россия является импортером потребительских товаров и крупнейшим рынком в Европе с более чем 145 млн покупателей, из которых 56 млн относятся к среднему классу. По размеру это третий рынок Европы после Германии и Франции.

В настоящее время в России работают примерно 22 тыс. пищевых предприятий, где заняты 2 млн человек.

Доля местной продукции в розничных сетях, по оценке экспертов FAS USDA, занимает более 80% против примерно 60% до 2014 года.

Ослабление рубля и стагнация потребления в России за последние годы способствовали снижению импорта продуктов. Тем временем российская пищевая промышленность и новые торговые партнеры страны успели адаптироваться к изменившимся нуждам потребителей.

В результате контрсанкций с 2014 года производство агропродукции в России выросло на 30%. За последние пять лет местное производство продуктов питания и продуктовые сети значительно способствовали экономическому росту страны.

Сейчас существуют привлекательные возможности для поставок в Россию качественных нишевых пищевых ингредиентов, особенно для здорового и натурального питания. Ведь несмотря на то, что импорт потребительских товаров с 2013 года упал более чем на 33%, страна продолжает импортировать фрукты, сухофрукты, орехи, овощи, мясо, молоко, вино, напитки, ингредиенты для пищепрома, снеки, соки и приправы.

В 2019 году выручка российских производителей продуктов питания достигла $102,4 млрд. При этом выручка производителей еды выросла на 6,5%, а производителей напитков – даже больше: почти на 12%. Рост рынка стимулирует не только производственные инновации, но и развитие новых продуктовых категорий.

Россия остается восьмым в мире импортером сельхозпродукциии и также восьмым — продовольствия для конечных потребителей (b2c). Его ввоз за прошлый год вырос на 2% до $20,2 млрд. В этом году импорт b2c может снизиться из-за падения располагаемых доходов россиян.

Импорт агротоваров в Россию с 2014 года сместился из Европы к азиатским, латиноамериканским и ближневосточным поставщикам. FAS USDA отмечает сильную конкуренцию между местными, европейскими и китайскими производителями товаров и ингредиентов, а также поставщиками из ЕАЭС.

Основная часть агроимпорта приходит сейчас из стран, которые не подверглись российским санкциям: Белоруссии, Турции, Китая, Бразилии, Эквадора, Южной Африки, Чили и Аргентины.

В прошлом году импорт продукции АПК в Россию немного вырос – до $31,2 млрд. Несмотря на это, ввоз из США снизился – на 3,5% до $426,5 млн: главным образом, из-за сокращения импорта семян подсолнечника.

Розничная торговля в России развивается, но консолидация в этом секторе пока умеренная. В 2018 году доля крупнейших десяти ритейлеров достигала 32% рынка. Теперь, из-за падения маржи, ожидается дальнейшая консолидация сетевого ритейла. В том числе, с рынка могут уйти региональные игроки. Конкуренцию усиливают высокие цены и низкая маржа.

В такой среде создание собственных торговых марок – все более популярный способ сокращения издержек сетей. Дистрибуция все еще остается вызовом для крупных ритейлоров национального масштаба, которые хотели увеличить бы свое присутствие в других регионах, в том числе на Дальнем Востоке.

В 2020 году ожидается стагнация или даже падение доходов населения, поскольку пандемия продолжается, а цены на нефть падают. Падение доходов заставляет покупателей приобретать в ритейле более доступные товары, и внимательнее присматриваться к ценам.

Пандемия продолжит оказывать существенное влияние и на бизнес, но в целом перспективы пищевого сектора неплохие. Российские розничные сети, которые продают импортные товары, проводят модернизацию, и все глубже проникают в регионы. В прошлом году они рекордно увеличили число промоакций, а также расширили свои бизнес-модели, добавив возможности заказывать продукты онлайн.

Удобство стало одним из приоритетов для покупателей, что стимулировало электронные покупки, и снизило покупки в крупноформатных магазинах.

Также Минсельхоз США отмечает рост в России числа дискаунтеров. Еще до ковид-кризиса и падения цен на нефть – в прошлом году — 46% россиян утверждали, что они в целях экономии используют спецпредложения (акции). Теперь 54% россиян ищут магазины с низкими ценами.

Новым трендом рынка становится готовая еда и стремление к здоровому питанию. 46% населения делают покупки в кондитерских, 27% — клиенты заведений фастфуда, 24% — кафе, а 20% людей заказывают еду домой минимум раз в месяц. Ритейлеры и производители только выигрывают от этих трендов.

Рынок готовой еды растет прежде всего в крупных городах — таких, как Москва и Санкт-Петербург. С 2018 года спрос, скажем, на замороженную лазанью или супы вырос в Москве на 18%, а в северной столице – на 12%.

Интерес к здоровому образу жизни побудил 84% россиян изменить свои пищевые привычки. 53% снизили потребление жирной пищи, 65% — сахара, 67% — увеличили долю здоровых и свежих продуктов в своем рационе.

Все чаще российские потребители считают калории, присматриваются к ингредиентам, покупают продукты с меньшим содержанием сахара и жира. 62% при выборе магазина оценивают, какой там ассортимент здоровых и натуральных продуктов. В итоге почти все федеральные ритейлеры имеют в своих магазинах отделы здоровой пищи.

Каждый четвертый россиянин заинтересован в фермерских продуктах и каждый пятый – в «био», «эко» или органических. По итогам прошлого года продажи таких продуктов в стране оцениваются на уровне 900 млрд руб.