21 октября

Рынок масличных культур: как Минсельхоз будет влиять на торговлю и экспорт

Создание биржи, регулирование экспорта или частичный запрет на экспорт для тех, кто получал господдержку. Это некоторые меры, которые разрабатывает Минсельхоз на фоне повышения цен на подсолнечник. Причина – привлекательная экспортная альтернатива из-за ослабшего рубля. При этом урожай в этом году уже традиционно больше, чем в прошлом.

И в неурожайный год могут быть хорошие результаты. Несмотря на погоду, российские аграрии продолжают увеличивать показатели по сбору сельхозпродукции, если сравнивать с прошлым годом.

Рекорд по сбору зерна – основному экспортному продукту, стабильный рост по масленичным культурам. Рапса уже намолотили на 500 тысяч тонн больше, чем 2019 в это же время. Подсолнечника планируют собрать не меньше, чем годом ранее.

"На сегодняшний день уборки в активной стадии. Из 8,4 млн гектаров убрано уже 7,1 млн. Мы находимся в завершающей стадии. Валовой сбор по состоянию на 19 октября составил 11,4 млн тонн", – говорит Роман Некрасов, представитель Минсельхоза России.

Общая площадь полей, на которых осталось собрать подсолнечник, – 1 миллион 300 тысяч гектаров. Урожай, по оценкам Минсельхоза, превысит 13,2 млн тонн. Это достаточный объем для обеспечения сырьем пищевой и перерабатывающей промышленности. Даже с поправкой на неурожайное лето на текущий момент подсолнечника собрали на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

"Безусловно, Украина и Россия показали снижение урожайности из-за природных катаклизмов. Это влияет на тот рост цены, который мы наблюдаем. Совместно с Минсельхозом прорабатываем коррекцию и недопущение дальнейшего роста. Надеюсь, что это никак не повлияет на общие экономические показатели отрасли", – говорит исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев.

Состояние отрасли зависит не только от внутреннего рынка, но и от внешнего. В прошлом году экспорт даже превысил объем внутреннего потребления. Наличие экспортной альтернативы на фоне ослабления рубля называют еще одной причиной скачка цен.

"Казахстан, Узбекистан, Киргизия закрылись, масло пошло на российский рынок, и тогда началось колебание цен. Как только волна эпидемии схлынула, масло опять пошло за границу, и тут опять пошел рост цены масла и до сих пор продолжается", – говорит Андрей Альмишев, заместитель гендиректора Богатовского маслоэкстракционного завода.

Чтобы регулировать цены на внутреннем рынке, в Масложировом союзе предлагают допускать до экспорта только те предприятия, которые не получают поддержку государства. Из радикальных предложений – вовсе снизить экспорт, чтобы не допустить роста цен в российских магазинах из-за неурожая. Компромиссным вариантом видится более плотный контроль за тем, как формируется цена на сырье. Чтобы исключить спекулятивный фактор.

"Если появится четкий индикатор о том, что да, семечку покупаем по такой цене, и она падает или растет, то это будет хороший сигнал производителю. Не просто кто-то позвонил и сказал: куплю подороже, а будет ясный биржевой индикатор", – говорит Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза.

Министерство сельского хозяйства направило в Минпромторг инициативу рассмотреть биржу как вариант стабильности и прозрачности рынка масличных культур. Пока планируется сделать обязательным участие в торгах только для экспортеров, чтобы цены на семена, а значит и на подсолнечное масло были доступны всем поставщикам.

Так в ведомстве планируют создать конкурентную среду и обеспечить справедливую стоимость, как сырья, так и готового продукта.