Состояние и динамика рынка оливкового масла России в 2001-2022 гг.

 

Рынок оливкового масла - ретроспективная динамика

Поскольку в России не производят оливковое масло, российский рынок полностью зависит от импортных поставок. Основная тенденция рынка вплоть до середины 2014 года - устойчивый рост его объема, душевого потребления, расширение представленности иностранных компаний-производителей, увеличение ассортимента продукции на полках супермаркетов.

По итогам 2014 года объем импорта оливкового масла в Россию достиг 30,9 тыс. тонн - рекордный показатель за всю историю внешней торговли данным видом масла. Статистическая стоимость ввоза достигла 109,0 млн USD. Увеличение объема рынка было обусловлено как ростом покупательной способности населения, так и активным продвижением компаний - оливковых гигантов на российском рынке, позиционированием оливкового масла как неотъемлемой части рациона здорового питания россиян.

В 2015 году объем импорта упал до 15,0 тыс. тонн - на 51,4% по отношению к 2014 году. Стоимость импорта сократилась на 53,4% - до 50,8 млн USD.

 

Основная причина сокращения поставок - девальвация рубля, а также снижение покупательной способности населения. Оливковое масло обладает эластичным спросом. Продажи крайне остро реагируют на рост цен. В 2016-2020 гг. наблюдалось восстановление поставок.

Рынок оливкового масла в 2021 году

В 2021 году ввоз оливкового масла в Россию, по уточненным данным, составил 26,9 тыс. тонн, что на 5,2% (на 1,5 тыс. тонн) меньше, чем в 2020 году. За два года импорт вырос на 13,6% (на 3,2 тыс. тонн), за три года - на 21,3% (на 4,7 тыс. тонн), за четыре года - на 34,3% (на 6,9 тыс. тонн), за пять лет - на 38,1% (на 7,4 тыс. тонн). Однако по отношению к показателям 2014 года, когда отмечались рекордно высокие поставки оливкового масла в РФ за весь рассматриваемый в исследовании период, объемы снизились на 12,9% (на 4,0 тыс. тонн).

Стоимость импорта оливкового масла в 2021 году составила 90,6 млн USD. По отношению к 2020 году, она выросла на 8,4% (на 7,0 млн USD), к 2019 году - на 22,3% (на 16,5 млн USD), к 2018 году - на 11,6% (на 9,4 млн USD), к 2017 году - на 19,6% (на 14,8 млн USD), к 2016 году - на 34,3% (на 23,2 млн USD). По отношению к 2014 году стоимость импорта снизилась на 16,8% (на 18,3 млн USD).

Рынок оливкового масла в 2022 году

В условиях ощутимых колебаний национальной валюты, роста цен на продовольствие в целом, снижения покупательной способности населения, нарушения логистических цепочек продаж в 2022 году наблюдается падение ввоза оливкового масла в Россию.

По итогам первых шести месяцев 2022 года, по отношению к аналогичному периоду 2021 года, продажи оливкового масла, по данным АБ-Центр, упали на 36,7% в объеме и на 29,9% в стоимостном выражении. При этом заметно сократилась доля испанского масла на рынке и выросла доля масла итальянского происхождения. Ввоз итальянского масла также сократился, но это снижение было ниже, чем в среднем по рынку. Единственная страна, нарастившая поставки оливкового масла в РФ в 2022 году - Тунис. В 2022 году произошли и важные структурные изменения, касающиеся непосредственно участников рынка и брендов оливкового масла.